Аудиторско-консалтинговая компания ФБК подготовила обзор российского рынка алкогольной продукции.
В исследовании рассматриваются основные тенденции, отмечавшиеся на российских рынках вина, коньяка и водки в последние годы, а также текущее положение отрасли и ценовая конкуренция наиболее востребованных на рынке брендов. Отдельное внимание уделено особенностям развития мировой алкогольной отрасли, которые влияют на развитие отечественного рынка алкогольной продукции.
Основные факты и выводы
В мире:
Мировое потребление алкоголя на душу населения стабильно снижается из-за тренда на здоровое потребление и повышения стоимости жизни, но есть точки роста спроса на развивающихся рынках (Индия, Мексика, Бразилия, страны Африки). По оценкам аналитиков, рост объемов потребления алкоголя в мире в 2023-2027 гг. составит ~1%.
Премиумизация, рост домашнего потребления, рост спроса на игристое вино и отдельные виды крепких напитков (виски, бренди, ром, текила) стали основными тенденциями на мировом алкогольном рынке в 2023 г.
Мировой рынок алкогольной продукции характеризуется высокой конкуренцией и, как следствие, устойчивыми ценами без тенденции к росту.
В России:
Рынок алкогольной продукции РФ является высококонкурентным: 80% розничного оборота в денежном выражении приходится на 30 крупнейших производителей.
В РФ отмечается тенденция к росту домашнего потребления алкогольной продукции на душу населения. Это не соответствует мировой тенденции к его снижению и переходу к потреблению альтернативных безалкогольных напитков, который в РФ происходит медленнее, чем на мировом рынке.
Тенденция умеренного и здорового потребления на российском алкогольном рынке выражается в смещении спроса в сторону игристых и тихих вин. Этот сегмент рынка растет более высокими темпами, чем алкогольный рынок РФ в целом, и при этом характеризуется высокой конкуренцией за счет широкой представленности различных отечественных и импортных брендов.
Россия занимает 5-е место по объему импорта в мире. Страны СНГ стали играть все большую роль в российском импорте алкоголя — в основном за счет поставок алкогольной продукции по каналам параллельного импорта.
«Структура российского алкогольного рынка в 2022-2023 гг. переживала серьезную перестройку. Локальные производители и импортеры из дружественных стран стали занимать рыночные ниши, освободившиеся после ухода иностранных брендов. В то же время можно отметить, что сокращение импорта алкогольной продукции РФ в 2022 г. не являлось существенным в масштабах рынка и составило не более 3%, так как ушедшие игроки в основном относились к премиальному сегменту. Аналогичная ситуация наблюдалась и с экспортом. Ограничение экспорта после введения санкций и его падение в 2022 году не повлияло на объем отечественного производства, которое увеличилось для компенсации внутреннего спроса и переориентации на новые рынки, такие как Китай и Индию», — отмечает Борис Яценко, управляющий партнер компании аудиторско-консалтинговой компании ФБК.
«В будущем для российского алкогольного рынка будет характерна тенденция умеренного потребления крепкого алкоголя и смещения спроса в сторону игристых и тихих вин, – подводит итоги исследования Елена Маркелова, директор Департамента оценки и консультационных услуг по сделкам аудиторско-консалтинговой компании ФБК. – Темпы роста этого сегмента выше, чем темпы алкогольного рынка в среднем. При этом в сегменте игристых и тихих вин наблюдается высокая конкуренция за счет широкой представленности различных отечественных и импортных брендов. Несмотря на то, что страны ЕС наложили ограничение на экспорт в Россию продукции дороже 300 евро за бутылку, Италия и Испания нарастили свои объемы экспорта в категории вин среднего ценового сегмента по итогам 2022 года.»