Несмотря на то, что количество отечественных бизнесменов, позитивно оценивающих перспективы национальной экономики, за год выросло с 17% до 28%, по сравнению с другими странами Россия находится на предпоследнем месте по этому показателю – говорится в исследовании International Business Report сети Grant Thornton. Это может означать, что в период пандемии российский уровень оптимизма растет медленнее остальных, ведь в июле прошлого года наша страна была ближе к центру списка. В рамках подготовки рейтинга было опрошено более пяти тысяч руководителей компаний в 33 странах мира.
Таким образом, тройка антилидеров по бизнес-оптимизму немного поменялась. К лидирующей много лет Японии (17%) прибавилась, как уже было сказано, Россия (28%) и Аргентина (30%), которая оттеснила на одну позицию Южную Корею (38%). А вот Швеция у которой в прошлом году был индекс в 17% в этом году оказалась с другой стороны списка, набрав 75%.
Поменялся состав и позитивно настроенной части списка. В тройке лидеров с прошлого года остался лишь Китай (86%). Компанию ему составили Соединенные Штаты Америки (83%) и терявшая на год лидерство Индонезия (78%).
На глобальном же уровне бизнес-оптимизм с 43% в 2020 году вырос до 69%.
Бизнес-оптимизм в целом не всегда напрямую связан с деньгами. Так топ стран, где предприниматели уверены, что их прибыли вырастут, не совпадает с уже названными оптимистами: Бразилия (75%), ЮАР (71%) и Таиланд (69%). Впрочем, Россия и в этом списке неизменно занимает вторую позицию снизу. Хотя 40 % отечественных бизнесменов все-таки надеются, что выручка в ближайшее время вырастет.
Около 55 % россиян надеются получить прибавку к заработной плате, но вместе с тем большинство убеждено, что это не повысит реальные доходы. Тех, кто верит в последнее всего 7%. Не очень оптимистично выглядит и ситуация с занятостью. Лишь 30% представителей российского бизнеса намерены увеличивать количество рабочих мест и по этому показателю наша страна входит в тройку антилидеров.
Уровень оптимизма по секторам мировой экономики распределился следующим образом: наиболее уверенно себя чувствуют (в порядке убывания оптимизма) финансовый сектор, СМИ и масс-медиа, ритейл, сельское хозяйство, сектор коммунальных услуг. Традиционно замыкают этот список образование и здравоохранение, к которым к которым с прошлого года добавился туризм. И явным аутсайдером оказалась нефтегазовая отрасль всегда занимавшая лидирующие позиции по бизнес-оптимизму.