В России стали фиксировать ситуации использования маркетплейсов для проведения сомнительных операций в целях незаконного обналичивания денежных средств со стороны компаний и ИП, торгующих на площадках онлайн-торговли. Росфинмониторинг, как пишет сегодня РБК, направил банкам предупреждение о соответствующих рисках.
Единичные банковские эксперты, опрошенные изданием, говорят о росте числа случаев проведения сомнительных операций. Но большинство представителей крупнейших банков не подтверждают такую тенденцию, однако все они сходятся во мнении, что ряд операций, проведенных по схеме, когда деньги приходят от юрлица на счет ИП и далее распределяются по физлицам, рассматриваются более пристально. Такие клиенты «окрашиваются» антиотмывочной системой Банка России «Знай своего клиента» (ЗСК) – платформа в ежедневном режиме анализирует транзакции клиентов банков и относит их к группе со средним и высоким риском проведения подозрительных транзакций (желтой и красной), нацеленных на отмывание или обналичивание денег.
Партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Анастасия Терехина напоминает о том, что информация платформы ЗСК, к которой подключены все кредитные организации, является для них вспомогательной, а окончательную оценку о добросовестности бизнеса они делают самостоятельно. «Банк может определить, ведет ли клиент маркетплейса реальный бизнес, анализируя дополнительную документацию и результаты внутренних проверок, проведенных в соответствии с внутренними антиотмывочными правилами», – отмечает эксперт.